Как включается передача в механической коробке передач
Невозможно начать движение, не включив передачу, то есть, не обеспечив передачу крутящего момента от двигателя колесам. Что значит термин «включить передачу»? А это значит передвинуть при помощи привода шестерню, расположенную на вторичном валу так, чтобы ведущие колеса начали работу. Привод может быть трех видов: • рычажный; • тросовый; • гидравлический. Схема включения передачи состоит из следующих моментов: 1. Водитель рычагом перемещает муфту, при помощи которой и обеспечивается та или иная передача, к шестерне. 2. Муфта при помощи своих зубцов жестко соединяется с шестеренкой, придавая ей движение. 3. Далее крутящий момент передается на колеса при помощи кардана. Рычаг передвигает муфты по валу при помощи своеобразной вилки. Казалось бы, схема проста, однако нужно учитывать еще некоторые нюансы.
Для чего нужны синхронизаторы
Все, мотор запущен, передача включена – машина поехала. Но вот настал момент переключить передачу. Казалось бы, ничего экстраординарного произойти не должно – вращаем рычаг, одна муфта выходит из зацепления с шестерней и происходит соединение нужной пары шестерня-муфта. Однако нужно помнить, что все это находится в движении и вряд ли все эти соединения и разъединения произойдут мягко и без проблем. Если все сделать без специальных элементов называемых – синхронизаторы, то можно потерять не только зубья шестерен, но и полностью всю коробку передач. Поэтому посмотрим, как же работают эти так необходимые данному механизму детали. Основополагающая сила, которая помогает довести взаимодействие всех деталей до одномоментного или синхронного – сила трения. Как это действует? Вспомним строение муфты и шестеренки в местах их соприкосновения. Шестерня имеет выпуклые конусообразные выемки, которые входят в зацепление с муфтой. Для того чтобы взаимодействия приносили наименьший износ иногда в выемку муфты вставляют кольца из меди для смягчения силы трения. После того как они синхронизируют свои вращения дальнейшая их работа уже проходит в обычном режиме.
Виды передач
Разумно применяя коробку передач можно разогнать автомобиль до желаемой скорости. Казалось бы, задача выполнена, скорость набрана, каково же идеальное передаточное отношение? Правильно 1: 1 и это подтвердит любой автомобилист. Каким же образом можно достичь такого показателя? Достичь этого весьма просто – нужно включить прямую передачу, то есть совместить первичный и вторичный вал (а они, как мы помним из предыдущего абзаца, находятся на одной оси и расположены рядом) в одно целое. Таким образом, удается решить сразу несколько проблем: 1. Уменьшаем потери энергии от вращения с усилением шестерен, уменьшаем шум от работы двигателя. 2. Минимизируем износ шестерен, поскольку убираем давление на них. 3. Получаем идеальное передаточное отношение. При прямой передаче шестерни продолжают вращаться на холостом ходу, передачи крутящего момента не происходит. Однако нет предела совершенству и скорость можно увеличить, при этом уменьшив передаточное число. Для этого нужно применить так называемую повышающую передачу, то есть в этом случае переключить коробку передач так чтобы ведомая шестеренка была меньше ведущей. Это даст хорошую экономию бензина, снижение шума от работы мотора, снизится износ деталей. Такая передача еще называется «овер драйв» и хорошо себя зарекомендовала для поддержания постоянной скорости. При обгоне, конечно же, стоит перейти на понижающую передачу.
Совершаем маневр: задний ход
Каким образом осуществляется разгон автомобиля и его движение вперед более или менее ясно. Как поддерживать скорость постоянно высокой тоже разобрались, а вот как осуществить, допустим, парковку методом езды назад? Ведь понятно, что маховик двигателя все время вращается в одном направлении и поскольку сидит жестко, как и принимающая шестеренка на первичном валу, то изменить их направление невозможно? Однако инженерная мысль решила эту проблему четко и красиво. Для того чтобы изменить ход автомобиля нужно чтобы ведущей и ведомой шестеренкой расположилась еще одна – переходная. Тогда оба вала будут вращаться в своем прежнем направлении, а при помощи этой шестеренки вращающий момент на колеса пойдет в обратном. Изящно и непринужденно решили проблему обратного хода авто.
Механическа коробка передач с двумя валами
После более чем подробного рассказа о работе механической коробки передач с трехвальной системой, стоит вспомнить и о так называемой – двухвальной. Способ передачи крутящего момента от маховика двигателя на привод колес здесь происходит лишь с небольшой разницей. Давайте посмотрим, насколько эта разница невелика. Как понятно уже из названия этих передач главное отличие в количестве валов. В системе двух валов присутствует только первичный и вторичный вал, переходного вала здесь нет, его роль выполняет первичный вал. Все остальное – жестко закрепленные шестерни имеются в наличии. Еще одним отличием можно назвать невозможность осуществить включение прямой передачи ввиду несовпадения осей обоих валов, то есть соотношение передаточного числа 1: 1 достигается только с помощью подбора шестерен. Что конечно несколько затрудняет работу с такой коробкой передач, немного ухудшая общие показатели такой системы. К плюсам такой коробки передач можно отнести сравнительно небольшие ее размеры, что конечно более выгодно в тех случаях, когда есть необходимость поместить механизм в небольшом объеме пространства, а также имеет значение небольшой вес. Здесь уже придется выбирать между габаритами и удобством подбора передаточного отношения.
Заключительная часть
Чтобы детально рассказать о механической коробке передач такого объема статьи, конечно же, недостаточно. Как и было сказано вначале, здесь, в основном, даны базовые сведения о ее работе, конструкции и сфере применения. Чтобы знать такие, к примеру, тонкости как подробное строение синхронизаторов, какие детали применяются для стопора шестерен, сколько зубьев должны иметь каждая из шестерен, необходимо изучать специальную литературу, написанную техническими специалистами. Вряд ли новички смогут сразу понять все досконально в объяснениях специалистов. Здесь же были собраны основные понятия о коробке передач. Если при прочтении обычные не интересующиеся техникой люди смогли понять, что любой механизм нуждается в бережном отношении, что регулярная замена масла не только для всего двигателя, но также и для коробки передач это не прихоть автомеханика, а необходимая мера, то можно считать, что цель достигнута. Важно помнить, что любой автомобиль это сложнейший механизм, выполненный с абсолютной точностью, и любая мелочь в его управлении играет важную роль. Не стоит дергать ручку переключения передачи, чтобы быстрее перескочить на нужную скорость, это чревато быстрым износом деталей и выходом из строя всего механизма. Удачных поездок и отличной скорости на дорогах, уважаемые автолюбители.
|